ПЕРВОЕ. Что может ребёнок сделать сам:
После года малыш может при одевании:
подать маме нужную вещь, подать ручку при одевании куртки или кофточки, поднять
голову при надевании шапки. Все свои действия в одевании малыша мы обязательно
комментируем, привлекаем малыша к разговору. Говорим, что мы сейчас
делаем, и что будем делать дальше: «Вот мы и надели носочки. А сейчас наденем
сапожки. Где у нас сапожки? Покажи. Вот какие теплые красивые сапожки у
Димочки. В них ножки не замёрзнут. Где у Димы правая ножка?»
Примерно в 1 год 6-7 месяцев малыш может
paздеваться с небольшой помощью взрослых. Он может стянуть с себя шапку,
валенки, носочки (стянуть за пятку), снять расстегнутые взрослым туфли или
ботинки, снять шорты.
Ближе к 2 годам годам малыш может: поднять
обе ручки, когда мама надевает на него свитер, джемпер или платье.
• просунуть руки в рукава в куртку или
пальто, которые держит мама,
• просунуть ноги в колготки, брюки или
носки, которые держит взрослый,
• самостоятельно снять с себя носки,
колготки, ботинки (шнурки расшнурованы), платок (который развязал до этого
взрослый), расстегнутое пальто, брюки,
• самостоятельно снять и надеть шапку,
• снять расстегнутое пальто и куртку,
• самостоятельно расстегнуть
застежку-молнию.
После 2 лет ребенок хочет делать всё сам и
требует этого от взрослых. Вот тут и приходит очень благоприятное время, чтобы
он научился одеваться сам (конечно, одежда должна быть простая для одевания и
раздевания). Если мы сейчас отнимем у него эту возможность, и будем сами его
одевать и раздевать, то потом приучить его одеваться самому будет очень сложно.
В пять лет ребенку уже будет это неинтересно, и научить пятилетнего ребенка
одеваться будет гораздо сложнее, чем малыша.
К 2,5 годам малыш может научиться снять
платье, надеть сам брюки, подтянуть колготки.
ВТОРОЕ. Что такое «микропроцессы» в
одевании и почему об этом очень важно знать?
С 1 года до 3 лет малыш учится одевать
конкретные вещи. Ему не по силам самому полностью переодеться после сна, но
вполне по силам надеть на себя колготки, брюки и другие вещи полностью самостоятельно
или с небольшой помощью взрослых. В дошкольной педагогике это называется —
овладение «микропроцессами». То есть если одевание на прогулку — это «целостный
процесс», то надевание брюк или надевание майки — это «микропроцессы». Овладев
до 3 лет «микропроцессами» малыш будет в состоянии после 3 лет овладеть и
«целостным процессом одевания»/переодевания/раздевания, и самостоятельно при
небольшой помощи взрослых одеваться и раздеваться — легко, быстро и правильно.
ТРЕТЬЕ: Хитрости и секреты обучения одеванию
детей до трех лет
К 3—3,5 годам малыш в состоянии одеться
сам! Если взрослый ему поможет овладеть одеванием и раздеванием. Что для этого
нужно:
Дать малышу очень простые способы
действия, которые гарантированно ведут его к 100% успеху в одевании и раздевании
(Примечание: Мы, взрослые, можем использовать разные способы одевания одной и
той же вещи и обычно не обращаем на них внимание, но малышу нужен один
результативный и очень простой способ одевания — «умный способ», которые
обеспечивает ему успех и радость за своё достижение. Именно такому способу мы и
будем обучать ребенка).
Приучить малыша и самих себя к четкой
последовательности одевания и раздевания, которая постоянно повторяется.
Раздеваясь, малыш вместе с вами складывает вещи в определенном порядке на
стульчик. Затем он делает это сам. Потом одеваясь, он сможет легко их надеть на
себя в обратном порядке. То есть, если ребенок при раздевании последними снял
колготки и положил их на стульчик, то он наденет их первыми, так как они лежат
сверху всех других вещей на его стульчике.
Познакомить малыша в 1-2 года с частями
одежды. Например, чтобы надеть колготки, нужно сначала найти вместе с ребенком,
где у колготок резинка, носок, пятка, два чулка, где один шов (перед), где два
шва (задняя часть колготок). А для этого нужно рассмотреть колготки вместе с
малышом. Аналогично рассматриваются другие предметы одежды — например, платье
(рукава, манжеты, воротник, подол, плечики, карманы и другая отделка).
Четко определить, что вы будете делать
сами, а чему начнете сейчас малыша обучать. Нельзя начать обучать сразу всем
способам одевания всех предметов одежды. Нужно выбрать для начала что-то одно.
Например, сначала научить самостоятельно надевать маечку. Как только малыш с
этим справится — можно переходить к другому микропроцессу, например, к
надеванию штанишек. А то, что он сам умеет надевать маечку — это будет уже само
собой разумеющимся. Постепенно малыш будет всё более и более самостоятельным,
так как постепенно овладеет всеми умениями.
СПОСОБЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ОДЕВАНИЯ-РАЗДЕВАНИЯ для самых маленьких
ЗАДАЧА: cнять колготки.
Сначала рассмотрите колготки вместе с
малышом. Найдите, где у них носок, пятка, чулки, резинка, где один шов (то есть
перед колготок), где два шва.
Что делает ребенок:
• встает около стульчика спиной к сиденью
(покажите, как встать), берет двумя руками колготки за резинку и спускает их
ниже колен,
садится на стул,
• одной рукой берется за пятку, а другой
рукой за носок этого же чулка (покажите, как это сделать), стягивает один чулок
колготок. Чтобы направить руку ребенка, можно взять его руку в свою — прием
«рука в руке» — и действовать вместе.
• затем также стягивает другой чулок.
• кладет колготки на свой стульчик так,
чтобы резинка была у спинки стула, а вверху был один шов. Объясняем ребенку:
«Где у нас резиночка? Покажи. Вот она! Положи ее к спинке стула. А где один
шов? Разве это один? Это два — давай посчитаем — один, два. А где один шов? Вот
он! Положи так, чтобы один шов был вверху. Вот умница!». Если малыш ошибся — то
исправляем, напоминаем правило. Напоминать придется много раз и каждый день,
так как новые умения и навыки образуются не сразу, а постепенно. Никогда не
меняйте этот порядок, и малыш его легко усвоит, и еще бабушек и дедушек потом
учить будет, что «надо делать по-другому, меня мама научила, как правильно!»
ЗАДАЧА: снять пальто (шубу, куртку).
Что делает ребенок:
• Расстегивает пуговицы — сначала нижнюю,
потом верхние (то есть идем снизу-вверх), в расстегивании верхних пуговиц может
потребоваться помощь взрослых — они часто бывают очень тугие.
• Приспускает пальто или куртку с плеч.
Сначала малышу будет требоваться ваша помощь — придержите пальто или куртку.
• Выдёргивает одну руку из рукава.
• Тянет за другой рукав пальто и вынимает
другую руку.
• Вешает пальто или куртку на свой крючок
или в свой шкафчик (нужна специальная детская вешалка на уровне роста детей).
Может потребоваться сначала ваша помощь — помогите малышу найти петельку, за
которую надо повесить пальто или куртку.
ЗАДАЧА: cнять платье.
Рассмотрите платья, которые есть у
малышки. Найдите у платья подол, рукава, манжеты, определите, где находится
застежка — сзади (на спине) или впереди (на груди). Маленьким детям лучше
покупать одежду без застежки на спине, чтобы они могли самостоятельно одеваться
и раздеваться. И очень хорошо, когда впереди на платье есть кармашки или
красивая отделка (аппликация, тесьма, кружево), чтобы дети легко определили,
где в их одежде спинка, а где перед.
Что делает ребенок:
• Ребенок стоит за спинкой стула. Берет
платье за ворот двумя руками, тянет вперед — вниз, освобождая голову. Снимает
платье с головы.
На этом этапе нужна помощь взрослого:
а) в расстегивании пуговиц (если пуговицы
очень тугие или застежка находится сзади платья).
б) в том, чтобы направить голову малышки и
ее руки в направлении «вперед — вниз» при стягивании платья и освобождении
головы (можно взять ручки малышки в свои руки и направлять движения вперед —
вниз)
• Тянет за рукав (за конец рукава, за
манжету, то есть внизу, а не у плеча). Снимает один рукав. Покажите, как это
сделать — можете взять ручку ребенка в свою руку и вместе сделать нужное
движение — потянуть рукав вниз.
• Затем снимает второй рукав таким же
способом.
• Развешивает платье на стуле. Подол
должен быть внизу. Спинка платья «смотрит» вверх — на потолок. (Тогда, когда
малышка будет одеваться, и подойдет к стульчику сзади, она точно не перепутает
перед платья и не наденет его задом наперед).
Покажите малышке, как взять платье за
плечевые швы («Давай возьмем вот так за плечики»), после этого взмахом
аккуратно и бережно положите платьице на стул. Объясните, заем нужно платье не
бросать, а красиво вывешивать на стульчик — «Теперь не помнется платье, пока
Катюша спит. Красивое у Кати платье».
ЗАДАЧА: снять рубашку.
Для мальчиков порядок в их действиях с
рубашкой остается тем же, что и при снятии платья у девочек. Сначала
расстегиваются верхние пуговицы рубашки, а остальные шаги делаются такие же,
как и у девочек (снять через ворот, стянуть рукава, аккуратно повесить на
спинку стула).
ЗАДАЧА: снять обyвь и поставить ее на
место (задвинуть под стул, на котором складывается одежда при раздевании).
Что делает ребенок:
• Ставит ноги в обуви вместе.
Наклоняется и отстегивает застежку обуви.
Если застежка сложная — помогите малышу.
• Вынимает одну ногу из обуви и ставит
рядом с обyвью снаружи. Потом аналогично вынимает другую ногу. * Пара обуви
стоит между ступнями ног ребенка.
• Рукой (наклонившись вперед) задвигает
под стул пару обуви. • Покажите малышу, как это делается — задвигаем одним
движением руки. (Обратите внимание: пара обуви сейчас под стулом стоит
правильно, ботиночки «смотрят друг на друга». И уже малыш не сможет перепутать
ботинки при обувании.
ЗАДАЧА: надеть обyвь.
Действия ребенка:
• Ребенок садится на стул. Он выдвигает
обyвь из-под стула (одновременно оба ботинка или сандалии), ставит пару обуви
между ступнями ног. (обyвь уже стоит правильно! Невозможно перепутать правый и
левый ботинок или туфельку) Обуваясь, приговариваем: «Каждой ножке — свой
домик!»
• Ребенок обувает обyвь, застегивает ее. В
случае сложных застежек взрослый помогает малышу (шнурует, застегивает на
пряжку и т.д.)
ЗАДАЧА: надеть платье или рубашку.
Действия ребенка:
• Ребенок встает за спинку стула,
наклоняется и, не снимая вещи со спинки стула, просовывает голову в ворот
платья или рубашки. Взрослый помогает и придерживает подол платья.
• Затем ребенок выпрямляется, просовывает
в рукав одну руку. Затем в другой рукав — вторую руку. Взрослый помогает малышу
«попасть» в рукава.
• По аналогии вы сможете объяснить малышу
и рациональные способы одевания других предметов одежды. Например:
Чтобы самому надеть трусики ребенку нужно:
взять их за резинку так, чтобы метка была
впереди,
найти отверстие для каждой ножки,
просунуть одну ножку в отверстие, потом
другую («Каждая ножка в свое окошко»),
подтянуть трусики вверх так, чтобы резинка
оказалась на поясе.
По аналогии — чтобы снять маечку:
• взяться руками за нижний край маечки,
• подтянуть маечку вверх к шее,
• вынуть одну руку (освободить ее), затем
другую,
• снять майку через голову,
• сложить ее аккуратно на полочку (или
повесить на спинку стульчика).
Очень важно, чтобы от малыша не просто
требовали самому одеться, а научили его этим правильным способам действий —
мини-шагам, которые обеспечат ему успех и позволят контролировать правильность
выполнения.
Обучение способам действий идет
последовательно:
• Этап первый. Показ взрослого
(демонстрация и объяснение малышу способа действия).
• Этап второй. Совместные действия с
ребенком. Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка,
держа их в своих ладонях), напоминает, повторно показывает-демонстрирует. Как
только мы видим, что малыш понял, как действовать, и у него начало получаться,
ребенок начинает выполнять действие самостоятельно. А взрослый приходит на
помощь, только если есть трудности, предоставляя малышу возможность делать
самому. Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и за
все, даже мелкие, успехи.
• Этап третий. Малыш выполняет действие
полностью самостоятельно. Помощь взрослого не нужна. А значит, пришла пора
переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет
выполняться правильно автоматически, без усилий.
Итак, что же умеет ребенок к 3 годам, если
его учили самостоятельно одеваться:
• самостоятельно надеть и снять одежду,
обyвь, шапочку, аккуратно ее повесить,
• не путать правый и левый ботинок, в
случае неправильного их • надевания замечать ошибку и ее исправлять
самостоятельно,
• различать одежду и обyвь для дома от
одежды и обуви для улицы. При входе в дом переобуваться в домашнюю обyвь,
• застегивать пуговицы на рубашке или
кофточке, не пропуская отверстий (каждую пуговку — в свой «домик»). В случае
пропуска и перекоса видеть его и исправлять свою ошибку.
• отличать лицевую и изнаночную сторону
своей одежды, при ошибке исправлять ее самостоятельно.
• видеть неполадки в одежде близких людей
и помогать их исправлять (помочь братику надеть обyвь, правильно застегнуть ему
пуговки, заметить у вас расстегнувшуюся пуговицу и т.д.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий