МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ
РЕБЁНОК: ПРИЧИНЫ.
1.
Ослабленность, повышенная утомляемость ребенка после перенесенного острого
заболевания или наличие хронического заболевания может вызвать замедление темпа
и ритма деятельности малыша. Для таких детей необходим адаптационный период и
их медлительность естественно закончится после полного выздоровления и
восстановления сил. В этом случае медлительному ребенку и его родителям помогут
педиатры, наблюдающие кроху с момента его рождения. В некоторых случаях бывает
достаточно провести общеукрепляющую витаминную терапию.
2. Причиной
медлительности ребенка, изменения темпа и ритма его деятельности может быть
врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого
протекания беременности, трудными родами или недоношенной беременностью, когда
все системы организма ребенка являются на свет незрелыми или поврежденными.
Такие случаи являются прерогативой детских невропатологов, психоневрологов,
детских психоаналитиков и психологов. Органическая патология часто служит фоном
для различных нарушений развития психики ребенка. Такому медлительному ребенку
необходимо наблюдение специалистами, иногда вплоть до подросткового возраста и
старше. Только после всестороннего системного обследования ребенка, опытный
врач сможет подобрать ему индивидуальную медикаментозную терапию, а психолог и
психоаналитик помочь разрешить его внутренние конфликты.
3. Иногда такая
особенность ребенка рассматривается как этап нормального развития в раннем
возрасте. В этот период (от 1,5 до 3 лет) медлительность ребенка может быть связана
с естественным недоразвитием моторики. Особенно это касается моторики пальцев
рук, которые еще не позволяет действовать быстро, четко и красиво. Дети изо
всех сил стараются завязывать шнурки, застегивать пуговицы, но руки и пальцы
еще не обладают той гибкостью и проворностью, как у мамы или воспитателя
детского сада, вызывая у взрослых и родителей непонятное для дошкольника
раздражение, и даже незаслуженное унижение ими ребенка, который стремится к
самостоятельности. Такая "этапная" замедленность у каждого ребенка с
возрастом проходит. Темп и ритм жизни взрослых людей, вынужденных решать за
день множество задач, просто непостижим для ребенка младшего дошкольного
возраста. И от терпимости мамы и папы зависит, станет ли он самостоятельным или
останется зависимым от взрослых. Так некоторые родители, утомленные своими
проблемами, и не справляющиеся с раздражительностью, перестают
"слышать" ритм своего малыша и начинают делать большинство дел за
него, искренне полагая, что тем самым облегчают ему жизнь. Возможно, родители
даже не подозревают, что таким образом оказывают ребенку "медвежью
услугу", провоцируя у него развитие пассивности и безынициативности.
Некоторые дети вплоть до подросткового возраста не могут справиться с
закрепившейся в детстве неуклюжестью.
4. В последнее
время специалисты много внимания уделяют леворукости детей. Эта проблема также
может также стать причиной медлительности ребенка, если в детском саду, школе
или дома с должным вниманием не относятся к этой особенности. Переучивание леворукого
ребенка есть и писать правой рукой, может привести не только к замедлению темпа
и нарушению ритма его деятельности, но и к нарушению гармоничного развития
личности. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит.
5. Особенности
темперамента ребенка-флегматика - классический случай ярко выраженной
медлительности ребенка. Такой малыш спешки просто не выносит. При своей
неторопливости он отличается солидностью и рассудительностью. Что бы не делал,
- он предпочитает уже проверенные, привычные способы и делает все обстоятельно,
упорно преодолевая препятствия. Отвлечь его от намеченной цели очень трудно,
свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявляет в этом
завидное упрямство. Ко всему новому он привыкает с трудом, но зато его психика крайне
устойчива к любым внешним раздражителям, вывести его из себя почти невозможно.
Малыш-флегматик очень сдержан в проявлении эмоций, зато чувства его глубоки и
постоянны. Друзей такой ребенок находит с трудом, но в дружбе проявляется
завидное постоянство и преданность. Ребенок-флегматик абсолютно неконфликтен и
неагрессивен, он предпочитает уходить от борьбы и лишний раз не рисковать.
Больше всего флегматик боится перемен, отступлений от привычного ритма жизни.
Родителям следует помнить, что темперамент ребенка -это врожденная черта (как и
цвет глаз, форма носа), которую в своем малыше нужно научиться принимать.
6. Любые
кризисные моменты в жизни семьи, как то: развод, переезд в новый город, переход
ребенка в новую школу или детский сад, конфликты между родителями или другими
членами семьи, являются для ребенка стрессовыми факторами. Нестабильная детская
психика подвергается большому испытанию. Повышается тревожность, с которой
малыш может бессознательно пытаться справиться замедлением общей активности, а
также торможением выполнения различных действий. Тяжелые моменты в жизни
ребенка также являются травмирующими для его психики, создают почву для
развития детского невроза. Чувство вины, подавленность, замкнутость малыша не
способствуют восстановлению ритма и темпа его активности, а лишь усугубляют
медлительность ребенка. Решение проблемы состоит в устранении хронической
конфликтности в семье, снятии нервного напряжения у родителей и ребенка,
обучении семьи способам бесконфликтного общения.
7.
Медлительность ребенка может быть проявлением дисгармоничных отношений между
взрослым (например, матерью) и ребенком. Всегда спешащая, часто отсутствующая и
много работающая мама, которая поручает или перекладывает воспитание ребенка на
плечи бабушки или няни, теряет эмоциональный контакт с ребенком. Малыш
старается привлечь внимание матери своей медлительностью, продлить взаимодействие
с ней. Также заторможенность малыша может являться скрытой формой выражения
протеста против недостатка эмоционального тепла, внимания и любви со стороны
матери и отца. Эти и другие дисгармоничные отношения в семье могут быть
скорректированы в ходе кропотливой работы с психологом или психоаналитиком. И
участие в ней всех членов семьи - залог успеха.
8. Авторитарный
стиль воспитания в семье, жесткое принуждение ребенка к выполнению тех или иных
требований, постоянный контроль за исполнением поставленных задач, а также
строгие меры наказания за непослушание могут явиться причинами снижения детской
активности и формирования неврозов. Медлительность ребенка может быть способом
контроля и манипулирования родителями. С помощью медлительности малыш иногда
протестует против обучения его, например, музыке. Такой скрытый или явный
протест возможен и в случае конфликта с воспитателем в садике. Тогда
неторопливость не распространяется на всю деятельность, а только на отдельные
ситуации. Другие стороны жизни при этом протекают к обычном темпе. В этом
случае родителям необходимо пересмотреть свой стиль воспитания.
9.Часто раздражение и нетерпение родителей вызывает излишняя, на их взгляд, мечтательность детей, которые обычно не отличаются флегматичным темпераментом, но иногда действуют как заядлый медлительный ребенок. Погружаясь часто и надолго "в мечты" каждый раз, когда необходимо что-то сделать, ребенок может выражать таким способом как протест по отношению ко взрослым, так и проявлять подобным образом свои внутренние конфликты. В целом это могут быть самые обычные дети, без каких-либо нарушений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий