Понятие «психологическая
безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психологическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая
безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное
психическое состояние ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние
угрозы его психическому здоровью.
Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или возможностей
надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие
различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими
жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно.
В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации
угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном
учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы
упреждающих мер будет не столь эффективной.
Основные источники угроз психологической безопасности
личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПИСХОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ:
Физические:
1. неблагоприятные погодные условия;
2. недооценка значения закаливания, сокращение
длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;
3. нерациональность и скудность питания, его однообразие
и плохая организация;
4. несоблюдение гигиенических требований к содержанию
помещений, и в первую очередь отсутствие режима проветривания;
5. враждебность окружающей ребенка среды, когда ему
ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление
пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной
потребности в движении; действую необоснованные запреты, вызванные
псевдозаботой о безопасности ребенка.
Социальные:
1. манипулирование детьми, наносящие серьезный ущерб
позитивному развитию личности - это проявляется в том, что взрослые стремятся
сделать за ребенка все, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как
в деятельности, так и в принятии решений;
2. межличностные отношения детей с другими детьми. Бывает
так, что детское общество отвергает кого то из сверстников, а воспитатели
долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств
для устранения такого влияния. В результате у отвергаемых детей появляется
чувство дезорганизации в микросоциуме, каковым является для ребенка учреждение
дошкольного образования. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте
могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции
педагогов;
3. интеллектуально-физические и психоэмоциональные
перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей,
однообразие будней;
4. неправильная организация общения – преобладание
авторитарного стиля общения, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны
взрослых;
5. отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его
поведение в детском обществе.
ВНУТРЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА:
1.Сформировавшиеся в результате неправильно воспитания в
семье привычки негативного поведения, – в результате чего ребенок отвергается
сознательно детьми и бессознательно – взрослыми;
2. Осознание ребенком на фоне других детей своей
неуспешности – это способствует формированию комплекса неполноценности и
зарождение такого, например, отрицательного чувства как зависть.
3. Отсутствие автономности – прямая зависимость во всем
от взрослого, порождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать
самостоятельно.
4.Индивидуально-личностные особенности ребенка, например
сформировавшиеся (не без помощи
взрослых) боязливость или привычка быть в центре внимания.
5. Патология физического развития, например нарушение
зрения, слуха.
Общим же источником угроз психологической безопасности
ребенка является информация, которая неадекватно отражает его мир, т.е. вводит
его в заблуждение, в мир иллюзий, – проще говоря, когда взрослые обманывают его. И это может привести к
психологическому срыву. Например: убеждают ребенка, что мама скоро придет, и
малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Признаки стрессового состояния при
нарушении психологической безопасности могут проявляться:
·
В трудностях
засыпания и беспокойном сне;
·
В усталости после
нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
·
В беспричинной
обидчивости, плаксивости, повышенной агрессивности;
·
В рассеянности ,
невнимательности;
·
В беспокойстве,
непоседливости;
· В отсутствии
уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет
одобрения у взрослых, буквально «жмется «к ним;
· В проявлении
упрямства;
· В том что он
постоянно сосет соску, палец, жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест,
заглатывая при этом пищу ( иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение
аппетите);
·
В боязни
контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать а играх сверстников (
часто ребенок бесцельно бродит по игровой, не находя себе занятия);
· В игре с половыми
органами;
· В подергивании
плеч, качании головой, дрожании рук;
· В снижении массы
тела или наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения;
· В повышенной тревожности;
· В дневном и ночном недержании мочи, которого
ранее не наблюдалось.
Все
вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в
состоянии психоэмоционального напряжения (только в том случае если они не
наблюдались ранее).
В качестве профилактики и помощи детскому организму в
случае угрозы психологической безопасности мы предлагает использовать НАТУРОПАТИЮ
– разумное поведение в отношении здоровья. Ее главные принцип: в человеке
заложены возможности самоизлечения. Натуропатия поддерживает усилия организма.
Основные ее средства – лечебная диета, физические упражнения, водные процедуры.
Он успешно применяются в программах реабилитационного периода.
Рекомендуется
при повышенной тревожности, стрессовом состоянии добавлять в пищу витамины
группы В (по согласованию с врачом),
давать молоко и жидкие молочные продукты на ночь, проводить утреннюю гимнастику
и влажные обтирания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий