Психологическая безопасность ребенка.

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психологическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое состояние ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или возможностей надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПИСХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

Физические:

1.     неблагоприятные погодные условия;
2.    недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;
3. нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;
4.     несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь отсутствие режима проветривания;
5.     враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действую необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
  
Социальные:

1.     манипулирование детьми, наносящие серьезный ущерб позитивному развитию личности - это проявляется в том, что взрослые стремятся сделать за ребенка все, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;
2.     межличностные отношения детей с другими детьми. Бывает так, что детское общество отвергает кого то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого влияния. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезорганизации в микросоциуме, каковым является для ребенка учреждение дошкольного образования. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов;
3.     интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;
4.     неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля общения, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;
5.     отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

ВНУТРЕНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА:

1.Сформировавшиеся в результате неправильно воспитания в семье привычки негативного поведения, – в результате чего ребенок отвергается сознательно детьми и бессознательно – взрослыми;
2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности – это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождение такого, например, отрицательного чувства как зависть.
3. Отсутствие автономности – прямая зависимость во всем от взрослого, порождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
4.Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся  (не без помощи взрослых) боязливость или привычка быть в центре внимания.
5.     Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий, – проще говоря, когда взрослые обманывают его. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают ребенка, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния при нарушении психологической безопасности могут проявляться:

·        В трудностях засыпания и беспокойном сне;
·        В усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
·        В беспричинной обидчивости, плаксивости, повышенной агрессивности;
·        В рассеянности , невнимательности;
·        В беспокойстве, непоседливости;
·  В отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется «к ним;
·     В проявлении упрямства;
·   В том что он постоянно сосет соску, палец, жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу ( иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетите);
·        В боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать а играх сверстников ( часто ребенок бесцельно бродит по игровой, не находя себе занятия);
·      В игре с половыми органами;
·      В подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
· В снижении массы тела или наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения;
·      В повышенной тревожности;
·   В дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.


Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения (только в том случае если они не наблюдались ранее).

В качестве профилактики и помощи детскому организму в случае угрозы психологической безопасности мы предлагает использовать  НАТУРОПАТИЮ – разумное поведение в отношении здоровья. Ее главные принцип: в человеке заложены возможности самоизлечения. Натуропатия поддерживает усилия организма. Основные ее средства – лечебная диета, физические упражнения, водные процедуры. Он успешно применяются в программах реабилитационного периода.
Рекомендуется при повышенной тревожности, стрессовом состоянии добавлять в пищу витамины группы В (по согласованию с врачом), давать молоко и жидкие молочные продукты на ночь, проводить утреннюю гимнастику и влажные обтирания.


Комментариев нет: