1. Говорить о личности, а не о поступке.
“Что за ужасный
ребенок!”, “Так поступают плохие мальчики” или прямое “Ты плохой мальчик. Мне
такой не нужен”. Это вроде уже всем понятно, но почему-то все еще повсеместно используется.
Не забывайте об этом!
2. Сворачивать свою вину на ребенка.
Например, догадывались,
что ребенок, который сейчас бегает-играет, может задеть чашку на краю стола и
все равно не убрали. Кто виноват, что чашку разбили и за что отругали ребенка?
Или разрешили ребенку погладить уличную собачку, а она укусила. И вот мама ругает
ребенка – ты что, не знаешь, что собака может укусить? Примеры утрированные, но
думаю, каждый вспомнит такую ситуацию, когда ругать надо себя, а мы ругаем
ребенка.
3. Использовать свои “взрослые” преимущества.
Например, забирают
игрушку и кладут высоко на шкаф, откуда ребенок ее не достанет сам. Это
заставляет его чувствовать свою неполноценность (физическую пока) и вызывает
глубокое чувство обиды и злости. Кто уже так делал, тот заметил, что в момент,
когда игрушка отправляется на шкаф, ребенок начинает ужасно кричать и может
закатить истерику. А мы не помогаем ему правильно выйти из конфликта, а
оставляем одного и предлагаем подумать над своим поведением.
4. Давление на материальную сторону вопроса.
Это, в общем-то,
относится к использованию взрослых преимуществ, но я хочу выделить это в
отдельный пункт. Например, собирались пойти за игрушкой, но случилась ссора, в
которой ребенок обидел одного из родителей. И этот родитель сказал, что не
купит игрушку, раз он так себя ведет. Да, это быстрый способ заставить ребенка
слушаться, но при этом он думает не о том, чтобы уважать чувства отца или
матери, а о том, как получить свои выгоды. Когда ребенок чуть подрастет, он
будет в определенных ситуациях стараться промолчать, “чтобы купили игрушку”, а
злость и обиду копить внутри себя. Надо ли объяснять, что из этого выйдет и
как, став самостоятельным, сын или дочь будут относиться к родителям.
Вывод из этого пункта
такой: в конфликтной ситуации говорите о чувствах и учите ребенка их уважать,
правильно вести себя в той или иной ситуации. Старайтесь не наказывать лишением
материальных вещей из-за плохого поведения
5. Агрессивное поведение, потеря контроля над собой,
использование грубых слов, ремень.
Из этого ребенок
запоминает, что в случае потери контроля над ситуацией, можно потерять контроль
и над собой, что прав тот, кто ведет себя агрессивнее, говорит грубее и т.д.
Это уже не говоря о том, что часто дети пугаются такой реакции родителей и тут
же “начинают себя нормально вести”. Ведь в таких условиях быть равным
участником ситуации уже не получается. Ребенок не может отшлепать маму или
папу, или даже так же накричать на них.
6. Заставлять ребенка извиняться часто и за любую мелочь, в
то время как вы сами этого не делаете.
Научить ребенка
признавать свою вину и просить прощения можно только личным примером. Пример:
“Прости меня, пожалуйста. Я вспылила и сказала тебе совсем не то, что думаю на
самом деле”
В ситуациях, где мы обе
были хороши, я обычно извиняюсь первая. И при этом не упрекаю дочку, не говорю,
что она тоже была не права. Дочка уже сама признает и свою часть вины в таких
ситуациях и просит прощения.
7. “Делать плохо” ребенку в качестве наказания и наказывать
унизительно.
Если уж дошло дело до
наказания, то помните о том, что лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему
плохо. Т.е. лучше не почитать на ночь, не поиграть и т.д., чем накричать и
отшлепать. Наказывать ребенка можно, но наказание ни в коем случае не должно
быть унизительным и не должно проходить на глазах у других людей. Когда
конфликт разгорается в людном месте, я стараюсь применять подход, который
назвала “Воспитание на ушко”. Попробуйте, может, и вам поможет.
Не забывайте золотое
правило: “Прежде, чем сказать это ребенку, скажи это себе”.
Тогда конфликтов будет
на порядок меньше, проходить они будут более конструктивно, уважения к
родителям будет больше, самооценка ребенка будет в порядке и он тоже будет
учиться контролировать свои слова.
2 комментария:
Очень правильно написано,теперь главное все это выполнять.
Ого,ничего себе,как все верно.
Отправить комментарий